пятница, 23 июня 2017 г.

ЗАПАХИ ИНДИИ


Прочитав недавно в индийской газете статью об отвратительном запахе вокруг мапусовского фишмаркета, я подумал: черт побери, я тоже живу на этой земле и тоже хочу высказаться на эту тему.

Как же прекрасно порой пахнет Индия. Не встречал я другой страны, в которой был бы такой богатый спектр запахов. Любой, хоть раз побывавший на этой земле, даже спустя годы, увидев фотографии или фильм из Индии, вспомнит незабываемые ароматы. Вообще, каждая страна имеет свой запах. Его можно почувствовать в первые 30 минут после прибытия, когда ты только выходишь из самолета.

Потом к новому запаху привыкаешь, и перестаешь на него обращать внимание. От того, какое впечатление оставит запах, зависит, захочет ли человек снова прилететь на эту землю. В некоторых странах это понимают и прикладывают максимальные усилия для того, чтобы оставить у прибывающих гостей приятное впечатление. Но, к сожалению, индийские чиновники не понимают этого.

Когда я впервые прилетел в 2004 году в Индию и вышел из самолета в аэропорту Дели, первое, что я почувствовал, это смесь запаха благовоний и человеческих фекалий. Тогда я впервые призадумался над вопросом, а почему так? Почему индийцам так безразличны отвратительные запахи? Ведь от них не так уж и сложно избавиться. За 13 лет проживания в Индии, я объехал множество мест, я гостил у людей различных сословий. Я знаком как со звездами Болливуда, архитекторами, инженерами, докторами, так и с простыми людьми – крестьянами и рыбаками.

Мне даже «посчастливилось» посидеть в индийской тюрьме, где я написал свою первую книгу. И везде я задавался одним и тем же вопросом : Почему мы так по-разному относимся к запахам? К примеру, возьмем российские и индийские поезда. Возле российских поездов, на вокзалах значительно лучше запахи, хоть никто не использует ароматные палочки.

Но зато в российских вагонах, где проводники убираются, где находится европейский унитаз… В туалете всегда пахнет говном. А в индийских вагонах, где туалет типа сортира, где нет туалетной бумаги и нет штатного проводника-уборщика, всегда чисто и не пахнет. Парадокс? Сначала я думал так. Но нет. Мое антропологическое восприятие мира всегда требует объяснений, и с годами я стал глубже понимать Индию, индийцев и через них — русских и Россию.

Через годы я понял, что все дело в отношении граждан страны к внутреннему и внешнему пространству. Общаясь с тысячами туристов, которым продал свои книги, я понял, что русские в большинстве не любят ароматные палочки из-за сложившегося стереотипа, что агарбатти* это элемент кришнаитской секты. В России этот запах дискредитировали адепты этой секты, навязчиво продающие их на улицах.

А ведь эти палочки не имеют никакого отношения к религии. К сожалению, переубедить консервативных сограждан очень сложно. Они готовы лучше нюхать запах дерьма, чем зажечь «вражескую, ароматную палочку». Также сложно убедить индийцев пользоваться дезодорантами.

Если ты придешь к нему домой или в его личное пространство, то никогда не почувствуешь дурных запахов, но в публичном месте индийцев словно подменяют. На пляже, в спортзале или в других общественных местах, где человек вынужден потеть, индийцы лидируют по отвратительным запахам. Мы все пахнем тем, что едим, и не секрет, что индийцы едят лука, чеснока, специй и прочих специфически пахнущих продуктов в 10 раз больше, чем европейцы.

Может быть, поэтому от соседа по пляжному лежаку или по тренажеру в спортзале порой так ужасно пахнет тухлым луком с масалой. Неужели индийцы считают, что хорошо пахнуть нужно только дома? За 18 месяцев, что я пробыл в индийской тюрьме, я ни разу не чувствовал от кого-либо плохих запахов. В тюрьме я заметил, что индийцы намного чистоплотнее россиян, но из трехсот заключенных только 6 европейцев использовали дезодоранты.

Как это объяснить, я не знаю: ведь в магазинах полные прилавки средств для личной гигиены. Хочется верить, что лет через несколько индийцы поймут, что любить нужно не только внутреннее пространство, территорию, которую мы называем МОЁ, но также заботиться о то том, что мы называем ОБЩЕЕ пространство.

И тогда в местах общественного пользования мы будем вдыхать приятные запахи, а не зловония эгоистов. Как воспитать в гражданах чувство ответственности за общественное пространство, это отдельная тема для разговора.

Но, увы, пока что чистейшей Индией и её прекрасными запахами, мы, приезжие гости, будем наслаждаться только на её личных и внутренних территориях.

Василий Караваев.
Гоаглавпечать 
Индия



приобрести все мои книги можно непосредственно у меня в Гоа, а также их можно купить через сеть, заказав книги on-line http://www.vasiliykaravaev.ru/p/blog-page_89.html
контакты: http://www.vasiliykaravaev.ru/p/blog-page.html